Этот сайт посвящен любительскому внедорожному автомобильному ориентированию,
носящему название "Охота на лис" в дань уважения радиоспорту.
Мероприятие почти не имеет отношения к спортивной радиопеленгации!
/ Главная / Архив мероприятия по годам /
Охотничий рок-н-ролл
Приведенный здесь текст - авторская версия статьи, опубликованной в журнале Off RoadDrive.
Текст и фото: Андрей СУДЬБИН
(Фото предлагается смотреть в журнале, у кого остался, или в куче фоторепортажей)
В лунище вся земля
И в синих журавлях,
И в черных зеркалах озер,
И в атомных судах,
И в танковых следах,
И в дырочках от лисьих нор.
Ю. Визбор
Господи, как же давно это было, целых пять лет назад! А кажется, что только вчера. Тогда ко мне, только начинавшему журналистскую карьеру, приехал мой хороший знакомый, фотограф и тогдашний активист «Нива-клуба» Дима Пуденков по прозвищу «Рафыч», чтобы рассказать о своих задумках. Задумка была такая: провести соревнование по ориентированию для новичков, с не слишком сложными трассами. Ну а чтоб было интересней, привнести в соревнование некий игровой компонент. Например, назвать мероприятие «Охотой на лис», и пусть участники представляют себя охотниками.
Тогда, в 2001-м, «Охота» прошла «на ура», и с тех пор каждую осень в подмосковных лесах собираются владельцы внедорожной техники, чтобы «поохотиться» на маркеры точек, оформленные в виде симпатичных рыжих лисичек. «Охота на лис» - типичное клубное соревнование, но не в том смысле, что его проводит какой-то оформившийся автоклуб. Этого как раз нет, а есть два главных организатора, Дмитрий Пуденков и Роман Иванов со своими друзьями. «Клубом» можно считать более или менее постоянный контингент участников. Может быть, именно поэтому «Охота на лис», при всей простоте спортивной составляющей, событие яркое и интересное, несущее на себе отпечаток личностей главных организаторов, людей интересных и очень творческих.
Казалось бы, чего проще – получилось хорошо, вот и повторяй каждый год удачно найденную схему. Но творческим людям так не интересно, им нужно каждый год хоть в лепешку расшибиться, а придумать что-нибудь новенькое. Вот, к примеру, взять прошлый год. Тогда в каждый экипаж подсадили по спортсмену-ориентировщику с радиопеленгаторами, и вперед, господа охотники, кружитесь по местности, засекайте пеленги на радиомаячки, а потом еще и ищите к ним оптимальные подъезды!
Естественно, пятому, считай, юбилейному соревнованию тоже нужна была какая-то изюминка. И такая изюминка нашлась, да еще какая изюминка, размером с добрую сливу! В этом году участникам было предложено искать… живых и вполне подвижных лис! Нет, естественно, никто не стал опустошать клетки звероферм и зоопарков. Просто в роли «лисы» на этот раз выступал человек на квадрицикле, а именно – непременный участник последних «Карелия –трофи» и один из главных организаторов последних «Призывов» Алексей Лидский. Для того, чтобы получить у моторизованной «лисы» заветную отметку, нужно было застать его в одной из четырех «нор», между которыми он непрерывно перемещался. В общем, у участников был выбор: попытаться угадать, в какой норе сидит «лиса», подкараулить ее у этой самой норы, или взять загоном: встретить ее на пути из норы в нору и проехать по ее следу. Почему я говорю «проехать по следу»? А вы пробовали когда-нибудь догнать едущий в лесу «квадрик» на внедорожнике? Можете попробовать, и, уверяю вас, скорее всего у вас ничего не получится. Так что, получается, лучше все-таки караулить у норы? Да вот нет, если братец Лис не просто прибежит в нору, а будет загнан туда другим участником, то отметку получит загонщик, а лиса обретет право убежать в другую норку.
Впрочем, были предусмотрены и традиционные «лисы» в виде картинок, вот только облегчать участникам их поиск организаторы не собирались. Все, что услышали участники на брифинге, это то, что «лисы» сидят на обочинах лесных дорожек, и что с дорожек их в принципе видно, если, конечно, внимательно смотреть по сторонам. Карту – схему дорожек получили? Ну вот, чтобы найти всех лис, нужно проехать все дорожки. Словом, все, как на настоящей охоте: никто ведь не говорит «человеку с ружьем», под каким именно деревом его ожидает вожделенная дичь.
Кстати, на брифинге я обнаружил, что пятая «Охота на лис» собрала почти большее число экипажей, чем обычно: 25 «легковооруженных», 20 «тяжеловооруженных» и… трех «нетрадиционно вооруженных» охотников. Как вы понимаете, именно так, в соответствии с «охотничьим» антуражем, организаторы назвали участников на стандартных внедорожниках, подготовленных машинах и ATV. А еще я увидел на старте множество знакомых лиц из числа тех, кто принимал участие в самой первой «Охоте на лис – 2001». Кто-то из них приехал тряхнуть стариной и погоняться, как Светлана Майсурадзе или Елена Правдина, кто-то – просто поболеть за друзей и вспомнить «старые добрые времена». Зато я сразу понял, кому достанется победа в «тяжеловооруженном» классе: на стартовой линейке стоял G-wagen Олега Романова. Недаром на соревнованиях серии Crazy Shturman места делятся так: первый после Романова, второй после Романова…
В полном соответствии с охотничьими традициями был назван и пролог, обозначенный в расписании как «Пристрелка». Действительно, и в великом фильме «Особенности национальной охоты», и в жизни все всегда начинается со стрельбы по консервным банкам. Организаторы «Охоты» решили не отступать от канонов и проложили трассу «пристрелки» в ближайшем к месту старта овраге, посередине которого возвышалась груда ржавых консервных банок и прочего металлолома. Сама трасса особых сложностей не представляла, разве что для совсем неопытных водителей, но происходящие на ней события вышли весьма интересными.
Больше всех, конечно же, заставил всех поволноваться Петр Гончаров из команды ТАО(б). Его квадроцикл перевернулся на отнюдь не самом серьезном препятствии, еще раз доказав, что хотя у «квадрика» четыре колеса, это все-таки не автомобиль, и ездить на нем нужно по-мотоциклетному, с полным сохранением баланса. Что же касается участников на внедорожниках, то в среднем они проходили трассу за одну минуту. Самое быстрое время показал, естественно, Олег Романов, промчавшийся по овражку за 45 секунд, но были и те, кому и семи минут оказалось мало. «Отстрелявшись по банкам», охотники отправлялись в лес, где их ждали живые и бумажные лисы. Пора было собираться и мне – охотиться на охотников.
Вообще-то я не очень люблю снимать на трофи-ориентированиях, ведь совершенно неизвестно, куда поедут участники и когда они окажутся в интересном с точки зрения фотографа месте. Но «Охота на лис» оказалась в этом плане мероприятием весьма дружелюбным к труженикам просветленной оптики. Дело в том, что все охотничьи тропы располагались в квадрате со стороной порядка трех километров, и располагались эти дорожки так, что в лесу возникло несколько перекрестков с оживленным движением. На «охоту за охотниками» мы отправились на подготовленном Toyota Landcruiser 105 фирмы «Мастер-Круизер», которым управляла заместитель директора фирмы Елена Коровина. Чуть позже к нам присоединился еще один автомобиль этой команды, Land Rover Defender с Дмитрием Босягиным за рулем, и вот в таком составе мы прочесали значительную часть территории, где прятались лисы.
Что касается трассы – то, конечно же, никакого экстрима в стиле «Тосненских болот» иди «Бездны» там не было. Собственно, его и не должно было быть, ведь «Охота» - это соревнование, в первую очередь, для начинающих спортсменов, ну а им сложностей и засад хватило с избытком. Дело в том, что осень есть осень, и прошедшие накануне дожди размочили глинистую почву и сделали ее скользкой, как рыбья слизь. Маневрировать и выбирать оптимальную траекторию было сложно даже для водителей подготовленных машин на грязевых шинах. Что же тогда говорить о стандартных внедорожниках на практически шоссейной резине! А если принять во внимание неопытность экипажей, совершавших неизбежные ошибки, то становится ясно: фотографы и видеооператоры без работы не остались.
Вот подготовленный Wrangler пытается оказать помощь УАЗу на шоссейной резине, но закапывается в грязь, да так, что экипажу приходится размотать лебедку. Буквально через минуту в выкопанную им яму сваливается Toyota Landcruiser, и его экипажу тоже приходится размотать трос тяглового устройства. А пока экипажи суетятся вокруг застрявших машин, мимо неторопливо тарахтит моторизованная «лиса». Наш маленький пресс-конвой проехал по значительной части лисьего ареала. Лена уверенно вела тяжелый LandCruiser, и лишь после пары особо выдающихся засадных мест произнесла – «Надо же, проехали, а я думала – сядем!». Мне оставалось только подтвердить, что я тоже думал, что сядем, но – проскочили.
Тем временем вечерело, стрелки часов неумолимо приближались к отметке закрытия охотничьего сезона. Экипажи начали подтягиваться на финиш, тронулись туда и мы. Конечно, мне было интересно, что говорят участники, особенно «перворазники». Но из всего бурления эмоций мне запомнился только рассказ о грибнике, за которым они чуть не погнались с криками «стой, лиса, стой!».
Ну а вечером, на базе отдыха Саракс, пока судьи считали результаты, на теннисном корте звучал зажигательный рок-н-ролл: выступали группы «Мистер Твистер» и Stressor. Ведь рок-н-ролл и гонки по бездорожью неразделимы. По крайней мере, и там, и там основным понятием является «драйв».
Из виртуальной книги отзывов:
Организаторам хочу сказать огромное спасибо, наш Discovery, с асфальта съезжал вообще первый раз в жизни:) и видя контингент собравшихся, увешанных лебедками, hi-jackами и GPSами, почти застрявший прямо на выезде из ангара гелен и "несложную" трассу триала (где уже второй участник на квадрике попытался пройти спуск кувырком, а мой передний бампр точно остался бы на первом холмике), мы уж начали думать что в лес особо не поедем, так по полю чуть-чуть поктаемся и обратно. Но все оказалось гораздо интереснее, сначала перед каждой лужей делали остановку для замера глубины, ширины, геометрии и дебатов на тему "застрянем-незастрянем", но спустя какое то время это надоело, мы просто поехали:) поскольку штурман был поглощен исполнением основной поставленной задачи, а именно обламыванием сухих веточек излишне близко приближающихся к нашим лакированным бортам:) через полчаса неспешного карабкания мы прибыли на оживленный перекресток, который как оказалось(по сведениям остальных участников, крайне удивительным для штурмана:) уже в конце! дороги, в самой чаще, можно сказать, и еще более удивительным было то, что все кто лезли навстречу из гораздо более глубоких говен чем преодолели мы, говорили что ничего не собрали, ну уж тут мы наполнились сознанием того, что несмотря на легкое отставание в подготовке:) боремся со всеми на равных и приняли решение закрепить успех, а именно свалить побыстрее из леса пока появившиеся навстречу "деды" окончательно не размесили уже едва проезжабельные для нас дороги:), и вот через пару часов, эффектно застряв на финише:) мы завершили свой дебют во внедорожной езде. Еще раз спасибо организаторам за разумный компромисс, подготовленным участникам как я понимаю было не просто достичь стопроцентного результата, а мы, в свою очередь, очень рады, что смогли проехать хоть треть трассы, а не упирались в самом начале в заведомо непроходимые преграды. Позитивных эмоций, что обошлось без потерь и результат получен, на обратном пути была масса, спасибо!
Александр, золотистый Land Rover D2
Сомнения меня начали одолевать еще в ангаре. Слишком уж вид нашего гражданского Уазика(хоть и с военными мостами) был скорее дорожный, нежели вездеходный. Теперь я понимаю, что был совсем зеленым новичком, но это было тогда. На трассе триала, во время прохождения её квадрациклистами, я все время прикидывал в уме, как будут вытаскивать застрявшие или перевернувшиеся машины. То, что я увидел потом, было шоком для моего асфальтового воображения. Никогда, до этого времени я бы не поверил в то, что узрел на этом столь неоднородном участке местности. И тем не менее, это случилось. Триал, в том числе наш водитель, прошел как по асфальту, благо лишние вещи, в том числе штурман, из машины были выгружены заранее. И тут началось. Первая же лужа в лесу вызвала у меня стойкое нежелание толкать машину, которая должна была бы, несмотря на мастерство нашего водителя, но благодаря общепринятым стереотипам, в ней застрять. Но что вы думаете, не тут-то было. В последствии, таких «не тут то было» было много. Но застряли мы всего два раза. Или три. В общем, тогда мне это показалось немного. Вытаскивали нас другие участники очень оперативно. Спасибо им за это. Через Полтора часа исканий, мы, наконец, нашли первую для нас лису, и с той поры лисы стали сыпаться на наш обетованный лист-легенду. Подвижную лесу поймали в норе, долго искали 3-ю, для нас последнюю. В итоге 5-ые.
П.С. Во время гонки, часто встречая других участников, я все удивлялся, почему они такие чистые, а я такой грязный. Увидив тяжеловооруженных на финише, я стал удивляться, почему у нас такая чистая машина!
Евгений Ямпольский
ДАААА!!!! мы 5-е!!!
честно, был уверен, что будем в числе последних или где-то там.... т.к. мы дебютанты в подобном виде перемещения на автомобилях......аказалась, шо мы пятые-я не поверил сначала!!! Масса впечатлений, только показалось, что гонка была короткой.... Спасибо организаторам - все здорово, только мало...
Бахтин Дмитрий
Спасибо за хорошо проведённое время. Испробовали в действии свой новый агрегат LandCruiser80. Трасса проходилась на ура. Единственным разочарованием оказалось, что нам не засчитали результат, хотя нашей вины в этом не было. Ламинированный край табеля просто напросто распустил верёвку и она порвалась, о чём мы и сообщили, но во внимание это не приняли.
С уважением, экипаж №45
Все было отлично. Жаль, что очень сильно задержали старт. Вместо 12:00 стартовали реально в 14:00, наша очередь подошла только в 15:00 и соответственно конец гонки заявлен на 18:00 - не совсем равные условия. А так все отлично. Спасибо за качественную эвакуацию. К сожалению мой экипаж № 48 сошел из-за сломанного ШРУСа А ведь осталось всего три лисы...
Борис.